Недавно проходило совещание
Церковно-общественного совета по
биоэтике, на котором мне прищлось
присутствовать. Совет по биоэтике —
группа экспертов православного
вероисповедания. Туда входят врачи-священники,
православные врачи, то есть то, что
называется православная
медицинская общественность. Как раз
обсуждалась тема гомеопатии. Было
три врача-гомеопата, были и
противники этого метода. Во-первых,
в процессе дискуссии практически
сразу отошли от вопроса как она
действует. Сами гомеопаты не знают (за
исключением Кузьмина). В основном
обсуждался вопрос о том, не является
ли это окультным методом.
Действительно, сегодня налицо
сращение гомеопатии и оккультизма.
Нижеприведенные ссылки говорят об
этом. Но на совете православные
гомеопаты рассказали, что
существуют разные школы гомеопатии.
Есть «плохие», а есть и «хорошие». Но
даже среди православных гомеопатов
есть разные мнения. Те, кто были на
совете, придерживались того взгляда,
что гомеопатия — научна и просто
неизвестен механизм ее действия.
Они не приписывают ей мистических
свойств. Гомеопат Д-р Кузьмин
считает, что если болезни
происходят от греха, то механизм
гомеопатии в том, что она побеждает
грех на мистическом уровне. Я
кажется так понял из его публикаций.
Противники гомеопатии тоже
приводили свои доводы. Они
заключались в следующем: в методе
есть явные признаки мистицизма:
отсутствие естественного,
объяснимого механизма действия,
слишком большое внимание
психологии и вообще душевной сфере.
Они также приводили цитаты из
трудов Ганнемана и других
основоположников гомеопатии, где
прослеживаются оккультные идеи. Был
также оглашен документ греческой
Церкви о том, что гомеопатия
признается оккультным методом
лечения, неприемлемым для христиан.
Но не удалось найти оригинал этиого
документа и выяснить, кто его
подписал, какой уровень авторитета
подписавших. А было бы интересно.
Может ли кто-нибудь его достать?
Есть ли среди читателей владеющие
греческим в достаточной мере, чтобы
полазить по ресурсам и перевести?
Было бы интересно.
Обсуждение оказалось интересным,
но не привело участников к общему
мнению, поэтому никаких заявлений
на заседании принято не было.
Возможно, совет дальше будет
рассматривать эту тему. Не хватает
фактического материала и непонятно,
какой метод использовать для
изучения вопроса. Во-первых, разные
школы гомеопатии сильно отличаются
друг от друга. Случаи, когда
лекарство не помогает, объясняются
тем, что неправильная школа и т.д. Во-вторых,
непонятно: если рассматривать с
обычной точки зрения, то есть
естественнонаучной, то химически
один препарат от другого отличить
нельзя. «Тонкая материя», о которой
так много говорят, химически
необнаружима. Если рассматривать с
мистической точки зрения, то многое
объяснимо, но мы же не признаем
такой взгляд, да и здесь, сами
понимаете, тоже есть «разные школы».
То есть получается, что очень трудно
сформулировать сам предмет
обсуждения. Если мы рассматриваем
насколько эффективна гомеопатия,
это одно. Если мы хотим понять, что
за загадочная субстанция положена в
белые шарики, это другое. Если мы
хотим выяснить, не является ли это
оккультизмом, третье. Если мы хотим
оценить информацию, содержащуюся в
нижеприведенных ссылках, это
четвертое.
На заседании я придерживался
умеренно-нейтральной точки зрения,
желая дать выговориться участникам.
Лично для меня так и неясным
остается вопрос: а что же кладут в
эти шарики? Поясню: есть такая
цифирь, глаголемая «число Авогадро».
Равна она 6,02х10 в 23 степени или
602204500000000000000000. По ней можно узнать
сколько молекул содержится в
веществе. Например, 1 моль воды, то
есть 18 грамм — 602204500000000000000000 молекул
вещества. В одном миллиграмме воды
всего 33455805000000000000 молекул. Точно
также можно посчитать, сколько
молекул серы, ртути и прочих веществ
содержится, например, в 1 грамме
вещества. Это было открыто только в
19 веке, впрочем, все основные законы
химии были открыты не ранее 19 века,
то есть после Ганнемана. При
гомеопатическом разведении в одном
шарике остается меньше, чем 1
молекула вещества. Ганнеман этого
еще не знал, потому что, повторяю,
основные законы химии были открыты
после него. Один из основателей
современной медицины — Луи Пастер
— жил после Ганнемана. Свт. Феофан
Затворник и св. прав. Иоанн
Кронштадтский являются
авторитетами в духовной области, но
не в химии или медицине. И сами они
себе не присваивали роль видных
специалистов в области лечения.
Нам сейчас трудно в это поверить,
но действительно, в 18 и даже в 19 веке
не была известна та роль бактерий и
вирусов в возникновении
заболеваний, которая теперь кажется
всем очевидной. В то время в
медицинской среде ходили самые
невероятные теории происхождения
заболеваний. Так, считалось, что
существуют некие мифические
вещества «миазмы», которые вызывают
болезни. Еще с древности ходили
совершенно невнятиные формулировки,
такие характеристики веществ как «горячая
природа», «холодная» природа
вещества или болезни. Сейчас ясно,
что это мифы, но тогда подобные
теории были реальностью. Почитайте
Авиценну, «Одо из Мена» и пр. древние
источники. Такая простая вещь, как
асептика и антисептика была
неизвестна хирургам древности. Они
делали полостные операции во фраке
и нестерильными руками,
нестерильным инструментом (!). Руки,
они, конечно, мыли, но как перед едой:-),
чисто и с мылом... Кстати, сам Пастер,
совершивший революцию в медицине,
был христианином. Ему принадлежат
слова: «Потомки в один прекрасный
день от души посмеются над
глупостью современных нам ученых
материалистов. Чем больше я изучаю
природу, тем более изумляюсь
неподражаемым делам Создателя...»
Я бы не хотел обидеть врачей-гомеопатов,
но на вопрос: «Что же находится в
этих шариках?» до сих пор не
получено ответа...
свящ. Максим Обухов
Публикация на форуме д. Кураева
http://www.kuraev.ru/gb/add.php3?subj=10413